20 ноября 2012, 14:38
      Я работал на последней совместной кинокартине двух великих братьев – «Искушение Б.» – о чудесном источнике, дарующем эликсир бессмертия, точнее, всего пять ложек снадобья вечной жизни.
      Вскоре старший Стругацкий умер, а младший пошел вперед один.
      Пошел достойно и мощно, правда, под другим псевдонимом.
      Теперь пути их опять соединились.
Станислав Садальский. Приходя – не радуйся, уходя – не грусти. Братья Стругацкие – livejournal

26 декабря 2012, 06:28
      1 апреля 2013 года (в наш день рождения) состоится первый показ великого фильма Алексея Германа «История арканарской резни» по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом». Друзья и гости «Новой газеты» станут первыми зрителями кинолегенды.
Алексей ГЕРМАН и Светлана КАРМАЛИТА: «Даже если немного не доделаем, все равно для вас покажем!» – Новая газета

15 февраля 2013, 12:00
      Я знаю серьезных людей, профессионалов и притом искренних патриотов, которые верят Кургиняну. Да, лично он не вызывает у них восторга – но он ведь не в президенты готовится. Его задача – сформировать массу, которая проголосует за путинского преемника: радикального националиста, может быть, даже неглупого, который попытается превратить Россию в огромную шарашку. Умеренно интеллектуальную, тотально несвободную и отгороженную от прочего мира ржавым железным занавесом. Несвобода будет компенсирована гордыней, энтузиазм подогрет образом врага, а Путина провозгласят предтечей правильного диктатора – потому что он был слишком добрый. Все по модели Стругацких: после серых приходят черные.
Дмитрий Быков: Во что кургиняны превратят Россию? – СОБЕСЕДНИК.РУ

07 апреля 2013
      Увидел свет сборник «Библиография фантастики Кузбасса-2000 – 2012», составителем которого выступил, разумеется, президент клуба любителей фантастики «Контакт» Николай Калашников, человек в плане собирания всякого рода сведений в близкой ему области запредельно щепетильный.
      Настолько, что если вы однажды напишете и – самое главное – опубликуете фэнтези, сказку или что-нибудь в духе магического реализма и так далее, то будете немедленно учтены и войдете в историю, точнее, в библиографический справочник.
      Николай Николаевич верит, что все хорошее, что написано пером, не вырубишь топором уже потому, что относится к фантастике. В обоснование этого широкого взгляда он, вместо предисловия, приводит цитату из уважаемого Бориса Стругацкого: «Фантастика – это вид литературы, характерным признаком которого является использование автором в качестве художественного сюжетообразующего приема элементов необычайного, невероятного, невозможного, не существующего в реальном мире».
Библиография кузбасской фантастики – КузПресс

13 марта 2014
      Другая книга, которую я впервые прочел в детстве – это «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Я рос вместе с ней, перечитывал ее и находил новые моменты. Сначала воспринимал ее как смешную веселую сказку, затем как культовую книгу эпохи, глубокую, мудрую вещь. Стругацкие открыли и во многом исчерпали жанр социального фэнтези.
      Когда общаешься с человеком, и вдруг узнаешь, что он любит те же книги, что и ты, то сразу возникает какое-то единение с ним. Давно заметил, что к произведениям тех же Стругацких отношение особое. Их обычно не обсуждают публично, поскольку относятся к ним слишком интимно. Можно только обмениваться фразами-цитатами, которые знающий человек сразу понимает, словно код. В этом есть какое-то единение. К примеру, читаешь у Михаила Успенского в «Трех холма, охраняющих Край Света» фразу «Почему бы двум благородным Донам не выпить бутылочку Ируканского», и понимаешь: это он цитирует «Трудно быть Богом» Стругацких, сразу становится ясно: «это наш человек».
Мария Симонова. Принцип чтения. Дмитрий Курамшин: «Аудиокниги – это замечательно!» – Томский Обзор

16 апреля 2014, 13:27
      – Если Служкин вневременной герой, то Моржов – «герой» нашего времени. Интеллектуал? Да, особенно когда для составления собственного мнения служит телевизор. Мачо? Да, особенно когда носит в кармане пистолет, правда, стрелять не умеет. Половой гигант? Да вы что! Жрет горстями виагру и чаем запивает. Он и сам говорит, что весь на подпорках. У Стругацких в «Трудно быть богом» сказано: «Делайте добро из зла», а здесь суть в том, что Моржов делает правду из лжи.
Людмила Макеева. Большие герои маленького секса: Алексей Иванов рассказал новосибирцам, почему Моржова нельзя считать половым гигантом, а Служкина – лузером – Интернет-издание INFO

23 мая 2014, 17:20
      – Конкретно не сам последний звонок помню, а как мы его отмечали. В школе поставили спектакль по произведениям Стругацких, а потом все наши тайно побежали за школу.
Наталья Трубчанинова, Елена Миннибаева. В Воронеже Иван Охлобыстин рассказал, как на последнем звонке его напугали одноклассницы – РИА «Воронеж»

19 июня 2014
      В ТЕМУ
      В 1984 году на экраны вышел фильм «Лунная радуга», созданный по роману красноярского писателя Сергея Павлова. Эту картину ждало всё взрослое население СССР. Невероятно популярен был роман Павлова, в котором он создал целую новую научно-фантастическую вселенную, сопоставимую со вселенными братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Гарри Гаррисона и других замечательных писателей-фантастов. Книги Павлова расходились как горячие пирожки.
К 80-летию Красноярского края: Литература – Городские новости

08 августа 2014, 04:59
      В среде фэндома привыкли говорить цитатами, это экономило время и позволяло не расписывать ту или иную ситуацию подробно: «А вчера я настиг его в Арканарском порту:» или «Удивительно неприятную историю рассказали вы нам, Симоне». И все ясно. /.../
      Ну вот пришла пора и для цитат. Сначала из «Стажеров» братьев Стругацких:
      «Как это оказалось просто – вернуть вас в первобытное состояние, поставить вас на четвереньки – три года, один честолюбивый маньяк и один провинциальный интриган. И вы согнулись, озверели, потеряли человеческий облик. Милые, веселые, честные ребята... Какой стыд!»
      Какие три года! Трех часов хватило! А стыд... Какой может быть стыд, когда тебя переполняет чувство Родины! Когда тебе противостоят банды таинственных бандеровцев! Когда наших младенцев распинают на Доске почета (тут уж без фантастов наверняка не обошлось – кто бы другой такое придумал!).
Михаил Успенский. Гибель эскадры. Как фантасты «новой волны» накликали войну за Крым – Новая газета

17 сентября 2014
      Увлечение играми и чтение плохо совместимы. Да, конечно, Борис Стругацкий любит поиграть в «Цивилизацию», но я говорю о детях.
Писатель Ник Перумов: «Считаю компьютерные игры убийством времени. Не играю сам и стараюсь не приучать детей» – Ugranow

09 октября 2014
      Я сторонник реальных, а не дутых ценностей. Это приблизительно как прочитать сильнейшую книгу «Пикник на обочине», а затем посмотреть жалкую пародию Тарковского, и после этого найти десять отличий. Если сравнивать, то и сравнивать нечего, фильм Тарковского – ценность мнимая, а повесть Стругацких – самая что ни на есть реальная.
Мирошниченко Михаил. Доллар принудительно разворачивают – tradersroom.ru

18 октября 2014, 13:35
      «Мбога опустился на корточки, вытащил маленькую трубку, не торопясь раскурил ее и сказал: – Это люди, Боря. Красть вещи могут и звери, но только люди могут возвращать украденное». А. и Б.Стругацкие. «Возвращение (Полдень. XXII век)»
Борис Вишневский: Крымский тест – Odessa Daily

22 октября 2014, 10:02
      Мы в нашей с ней беседе несколько раз упомянули Стругацких. И почему-то мне подумалось, что Лариса Афанасьева спокойно могла сойти в наш мир с одной из страниц их книг. Герои братьев Стругацких, главные их герои, всегда правильны до идеала. В Ларисе есть рыцарственность «стругацкого» толка. Она в потёртых джинсах, в том самом виде, в каком своих персонажей описывали знаменитые петербуржские фантасты, но, как и её литературные предшественники, по-прежнему без страха и упрёка. И мне стало за неё немножко страшно. Рыцари плохо приживаются в нашем мире.
      – А вообще это очень печально, когда подростки не щетинятся, не протестуют. Я очень люблю тех ребят, которые чем-то выделяются, хотя бы даже, красят волосы в яркий цвет. А троечники поступков не совершают, троечники и на демонстрации не ходят. И сейчас, с каждым годом, почему-то всё больше и больше таких троечников.
      – Вы думали, почему так происходит?
      – Не знаю. Помню, что прочитала в одном из интервью Стругацких, что для того, чтобы создавать что-то гениальное, человеку нужно сильное потрясение, нужны экстремальные условия, концлагерь, война. Но я не думаю, что Стругацкие или Солженицын хотели бы всю жизнь прожить в концлагере, но откуда-то их творчество взялось? Или как, например, в восьмидесятые возникла в нашей стране история рок-клубов? Откуда всё это появилось, какие были провода, по которым пришла энергия? Или это защита, протест, и из этого новая форма искусства? А откуда берутся – новые направления в живописи, в кино? Как вот это всё вытащить и воплотить?
Вероника СЕВОСТЬЯНОВА. «Упсала-цирк»: современная педагогическая поэма – Милосердие.ru

27 октября 2014, 19:53
      Пока книгу железного Майка презентуют в России, Sovsport.ru предлагает сразу нескольким звездами бокса сесть за перо, ненадолго отложив боксерские перчатки. Тем более названия книг для них уже придуманы.
      Владимир Кличко. «Трудно быть Богом»
      Оригинал – Братья Стругацкие
      О чем: контроль, идеальная речь, 500 000 защит титула, гонорар в 17 миллионов за 12 раундов пустоты, джеб, физическое совершенство.
Вадим Тихомиров. Майка мало. Какие книги стоит написать боксерам после Майка Тайсона – Sovsport.ru

29 октября 2014, 18:14
      Изначальное название было более длинным: группу решили назвать в честь знаменитой повести братьев-фантастов Бориса и Глеба Стругацких «Пикник на обочине». Но потом его решили сократить до более простого и звучного «Пикник».
В Туле прошел концерт легендарной группы Пикник – Тульские Известия

10 ноября 2014, 15:32
      Люди в течение 20 с лишним лет находились под влиянием шаманского бубна российских СМИ, где практиковались все эти ритуальные танцы: «Великая Россия», «Русские не сдаются», «Путин – герой!» Это как вышки-ретрансляторы в романе братьев Стругацких Обитаемый остров. В Донецке люди жили в потоке постоянно повторяемых ярлыков.
У нас нет прививки от войны: беседа с профессором из Донецка Еленой Стяжкиной – В городе (Донецк)

27 ноября 2014, 16:03
      Тема космоса близка россиянам гораздо сильнее, чем европейцам. Последние слишком озабочены сегодняшним днем, а у россиянина средних лет юность и мечты крутились вокруг космоса. Благо советская фантастика в лице Стругацких, Беляева, Ефремова и других мечтателей типа Тарковского подкрепляла идеи ученых и будоражила умы гораздо сильнее, чем сегодняшние фильмы о будущем.
Виктория Федотова: Шаг в завтра без оглядки на вчера – Новые Хроники

21 декабря 2014, 23:20
      А.Осин
      – У меня был случай, когда я в больницу попал. Причем больница была ЦКБ. И я вот уже отлежал. Мне оставалось пару дней, ну все уже, человек на выписку идет. А они там, там же сервис, там книжки возили по палатам. И ты вот, как в магазине такая тележка. А потом я узнал, что можно и самому сходить. И я пришел, и там было все. И у меня было такое отчаяние, потому что оставалось 2 дня. А были там Стругацкие мои любимые. И это был шок, конечно. Я не спал эти два дня.
КЕЙС. Ознакомиться с делами: Лизать за деньги. Книга. Хоккей... – Эхо Москвы

13 января 2015, 18:26
      Премьера фильма, вдохновлённого прозой Стругацких, ожидается в феврале /.../
      Создатели фильма отмечают, что параллели со «Сталкером» Тарковского и его литературным первоисточником, романом Стругацких «Пикник на обочине», не случайны. В качестве талисмана фильма «МАЛЫШУ» была вручена легендарная гайка, которую Сталкер бросал в одноимённом фильме Тарковского.
Алексей Серебряков снялся в фантастической короткометражке молодого режиссёра – Metro

23 мая 2016, 14:43
      За время существования фестиваля лауреатами главной премии становились братья Стругацкие, Александр Казанцев, Владислав Крапивин, Кир Булычёв, Сергей Лукьяненко, Геннадий Прашкевич, Сергей Павлов, Василий Звягинцев, Андрей Лазарчук, космонавт Георгий Гречко, художник Евгения Стерлигова и многие другие.
Анастасия Байраковская. Главная премия Всероссийского фестиваля фантастики «Аэлита» отправилась в Пермь – Областная газета

08 декабря 2016, 09:46
      Да ладно, давайте вспомним хотя бы Станислава нашего Лема или братьев Стругацких? Куда они все делись, за что нам теперь все эти совершенно отвратительные «попаданцы», которые то спасают Николая Второго, то убивают Гитлера, то предупреждают Сталина?
Виктор Логинов. Почему «попаданцы» вытеснили научную фантастику – Life.ru

25 мая 2017, 01:05
      «Аэлита» – это самый старый из существующих в России фестивалей фантастики и, пожалуй, один из старейших литературных фестивалей вообще. Впервые его организовал в 1981 году тогдашний редактор журнала «Уральский следопыт» Виталий Бугров. Его поддержал уральский библиограф Игорь Халымбаджа. Первыми лауреатами «Аэлиты» – приза, одноименного фестивалю, стали братья Стругацкие и Александр Казанцев. За последующие годы его лауреатами становились Кир Булычев, Владислав Крапивин, Сергей Лукьяненко, Север Гансовский, Геннадий Прашкевич, Вадим Шефнер, Евгений Лукин, Вячеслав Рыбаков, Ольга Ларионова, Евгений Войскунский и другие популярные авторы. В 1989 году к главной премии добавилась ее «младшая сестра» – «Старт», вручаемый за лучшую дебютную книгу молодого автора, вышедшую в прошедшем году. Ее в свое время получали, к примеру, упомянутые выше Лукьяненко и Рыбаков, позднее удостоенные и главной награды: В 1989 году Виталия Бугрова не стало, и «Аэлита» два года не проводилась. Но позже эстафету подхватила новая команда, а в честь Виталия Ивановича была учреждена мемориальная Премия им. И.В.Бугрова – она вручается с 1997 года «за выдающуюся редакторскую, составительскую, организаторскую, просветительскую, библиографическую, литературоведческую и критическую работу в области фантастики». /.../
      Премия им. В.И.Бугрова досталась одному из авторов этой статьи, заместителю ответственного редактора «НГ-EL» Андрею Щербаку-Жукову.
Алиса Ганиева, Евгений Лесин, Андрей Щербак-Жуков. Купались и даже выжили: Книжный фестиваль в Иркутске, съезд фантастов в Екатеринбурге и московский поэтический десант в Латвию – Независимая газета

19 декабря 2017, 00:04
      Начну издалека.
      12 октября 1991 года умер Аркадий Стругацкий. Несколькими днями позже его кремировали. Дело было на Донском кладбище. Проститься с кумиром приехали любители фантастики и молодые писатели из разных городов – из Питера, Киева, Ростова, Краснодара, Волгограда... Мы держались отдельной группой, в стороне от членов семьи. Иногда к нам подходили знакомые писатели: Кир Булычев, Виталий Бабенко, Владимир Гопман...
4Андрей Щербак-Жуков. Гайдар – дед Гайдара: Про писателя-ребенка, автора «Голубой чашки» и «Судьбы барабанщика» – Независимая газета

16 февраля 2018, 15:02
      Тут необходимо сделать отступление и напомнить более молодым читателям о самой серии «ЗФ» – одной из брешей в идеологическом «железном занавесе», через которую в СССР проникала переводная фантастика. Идея отдельной серии принадлежала Евгению Артуровичу Девису, который привлек к ее составлению, оформлению и переводам знатоков фантастики – писателей, критиков, переводчиков, художников. Среди них были Аркадий и Борис Стругацкие, Кир Булычев, Евгений Брандис и Владимир Дмитревский, Рафаил Нудельман, Еремей Парнов, Юло Соостер, Кира Сошинская.
Лев Гурский. Совсем не те гоблины – Версия-Саратов

16 апреля 2018, 20:11
      – Председатель нашей секции Евгений Павлович Брандис, критик. Мы с ним вдвоём долго долго ломали голову, как спасти семинар. Ну и пошли на поклон к Стругацкому, – рассказывает писатель-фантаст Андрей Балабуха. – И дальше началась история, когда в течение почти года мы регулярно его уговаривали.
Роман Павлов. В Петербурге отмечают 85 лет со дня рождения Бориса Стругацкого – 78.ru

06 мая 2018, 07:33
      В нашей стране – своя специфика. До 1991 года общественных наград за литературное творчество формально не существовало вовсе: лауреатов назначало государство – пусть иногда и под прикрытием «Министерства литературы», то есть Союза писателей. А государство крайне редко снисходило до фантастики (возможно, к счастью). Даже суперлояльные Александр Казанцев и Владимир Немцов вряд ли могли рассчитывать на Госпремию, а уж более талантливые и более независимые фантасты – и подавно. И Кир Булычев, и Евгений Велтистов (оба в 1982 году), и Вячеслав Рыбаков с Борисом Стругацким (в 1987 году) получали лауреатские медали исключительно по разделу «кино», как соавторы сценариев. И только «Аэлита» стала первой литературной премией, посвященной именно фантастике.
      В 1981 году, в первый год существования премии она была вручена братьям Стругацким (за повесть «Жук в муравейнике») и Александру Казанцеву (по совокупности заслуг). Это был вынужденный компромисс: Виталию Бугрову, завотделом фантастики «Уральского следопыта», ясно дали понять, что если премию не дадут Казанцеву, то и Стругацким она точно не достанется. После 1981 года многие любители фантастики обзавелись фотографией Аркадия Стругацкого, сидящего в президиуме под надписью «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», причем слово «партия» на фото было отсечено, отчего надпись сразу приобретало иной смысл...
Лев Гурский. Принцесса, премия и свекла – Версия-Саратов

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2018 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2017 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2016 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2015 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2014 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2013 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2012 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2011 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2010 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2009 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2006 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2005 году: Архив.

     Упоминания о Стругацких в интернете в 2004 году: Архив.