Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

OFF-LINE ИНТЕРВЬЮ

 

 

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Март 2011


Задать свой вопрос | Архив интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Здравствуйте, Борис Натанович!
       Мне вот, например, страшно.
       Скажите, как Вы думаете, к чему приведет все, что сейчас происходит в России, что за «каша» получится у сегодняшних «поваров»?

Татьяна <Isaikabalalaika@mail.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 03/08/11 20:53:00 MSK

       Скорее всего, нынешний курс на очередное огосударствление всего и вся приведет к очередному тупику и застою. Правящая элита по необходимости расколется, народу надоест бесперспективность и перемежающиеся дефициты, и будет объявлена очередная перестройка под либерально-демократическими лозунгами. В лучшем случае удастся сохранить курс на демократизацию, в худшем – разразится что-нибудь, вроде гражданской войны (как в нынешней Ливии) с возможным распадом страны на Московию и Сибирию. Не дай бог!


Здравствуйте, Борис Натанович! Хочется узнать Ваше мнение о трудах Фридриха Ницше, в особенности, про книгу о Заратустре.

сергей <kamSVL@rambler.ru>
москва, Россия - 03/08/11 20:53:25 MSK

       Читал, помнится, эту книгу с интересом. Но никакой пользы, по-моему, из нее не извлек. Мне и тогда казалось и теперь кажется, что Ницше был не столько философ, сколько поэт. Философом его объявили (и сделали) «плохие» читатели, которые (безусловно поэтическую) фигуру ницшеанского сверхчеловека, гения и бунтаря, восприняли, как источник поганой идеи «человека высшей расы», покорителя и владыки над толпами унтерменшей.


Уважаемый Борис Натанович, еще раз спасибо Вам за все. Два вопроса.
       1. В «Далекой Радуге» АБС описали идеализированную реакцию людей Полудня на вызванную группой безумных ученых катастрофу. Насколько я понимаю, Вы пытались показать, что в Мире Полудня люди философски и «вежливо» встречают смерть, если она происходит во имя науки и прогресса, и никто никому не рвет глотку за место на единственном звездолете. Родители, вынужденные сказать «прощай» своим малышам, не линчуют безумцев-физиков. Ламондуа не раскаивается в том, что вызвал смерть десятков тысяч людей (не говоря уже о ни в чем неповинных животных), а только в том, что нуль-физика будет отброшена на триста лет назад. Горбовский с милой улыбкой размещает всех малышей на «Тариэле» (а не влезла бы дюжина-другая?) и идет на прогулку с Перси и Марком, вместо того, чтобы привязать Ламондуа к дюзе «Тариэля». Скажите, Вы и сейчас думаете, что реакция населения Радуги правильная? Для чистоты эксперимента обозначим, что Волны не рассеялись, и все население Радуги погибло, хотя дальнейшие книги о Мире Полудня говорят, что это не так.

Вадим Астрахан <thysentinel@hotmail.com>
New Jersey, USA - 03/08/11 20:53:54 MSK

       Авторы пытались представить себе встречу со смертью людей совершенно фантастического типа, каких никогда не было, нет и, наверное, никогда не будет. «Человек Полудня перед лицом неминуемой гибели». Проще простого описать было отвратительные (наряду с героическими) реакции «современного» человека, – безумную кровавую драку за место в звездолете, жестокие сцены линчевания «виновных», пьяный животный предсмертный разгул оскотиневших от ужаса и обреченности... Но нам это было неинтересно. Как встречают смерть НАСТОЯЩИЕ люди, – вот о чем повесть. Другой такой мы не читывали (хотя и смотрели с восторгом «На последнем берегу» Крамера). Разумеется, повесть получилась совершенно фантастической, но ведь она и не могла быть другой при такой исходной установке. И «реакция населения Радуги» (при нашей установке) кажется мне совершенно «правильной» и сегодня тоже.


2. Меня интересуют Ваши отношения с Высоцким. Вы сослались на его произведения в «ГЛ» и «СоТ». Он упомянул Вас в стихотворении «Меня опять ударило в озноб...» (1979). Скажите, когда Вы прочитали это страшное стихотворение, до или после смерти Высоцкого? И что почувствовали?

Вадим Астрахан <thysentinel@hotmail.com>
New Jersey, USA - 03/08/11 20:54:21 MSK

       Не помню. Думаю, увидеть свое имя среди строчек ВС было приятно, но никаких по этому поводу конкретных воспоминаний у меня не сохранилось. Впрочем, то, что АБС нравились Высоцкому, мы и так знали. АНС встречался с ним одно время очень часто, да и мне приходилось общаться хотя и редко, но с неизменным удовольствием, – по-моему, обоюдным.


Борис Натанович, имя Вашей героини Динара имеет какую-то связь с толстовской Диной из «Кавказского пленника»?

Альфия <anita69@mail.ru>
Уфа, Россия - 03/08/11 20:54:50 MSK

       Никакой. Дину из «Кавказского пленника» я просто не помню.


Здравствуйте, дорогой Борис Натанович!
       Я студент второго курса, специальность – режиссура мультимедиа. Я очень увлечен Вашим творчеством. Ваши произведения помогают мне разобраться в самом себе, смотреть на мир другими глазами, оценивать ситуации с правильной, на мой взгляд, стороны.
       Для своей будущей дипломной работы мне бы очень хотелось снять фильм с одной из близких Вам тем: сложность выбора жизненного пути, правильных решений между меньшим и большим злом, оценка человеком своих собственных сил. До диплома, конечно, мне еще далеко, но я хочу подготовиться основательно.
       Борис Натанович, пожалуйста, посоветуйте, чем мне руководствоваться при написании сценария своего произведения, откуда еще можно почерпнуть знания относительно этих тем?

Руслан <Topor47@yandex.ru>
Санкт-Петербург, Россия - 03/08/11 20:54:51 MSK

       Ну уж нет! На все эти вопросы Вы должны ответить сами. Иначе грош цена будет вашей работе.


Борис Натанович, знакомы ли Вы с творчеством Айн Рэнд (в основном имею в виду «Атлант расправил плечи»)? Если да, то каково Ваше отношение к этой книге в частности и к философии «объективизма» в целом? Как Вы считаете, какие наиболее существенные сходства
       различия есть между героями Рэнд и героями «Полдня»? И существуют ли различия?

Александр <ermak.alex@mail.ru>
Москва, Россия - 03/08/11 20:55:10 MSK

       Никогда об этом авторе не слышал и, соответственно, ничего не читал.


Добрый день, Борис Натанович!
       Была бы у Вас возможность дать совет Богу насчет развития человеческой цивилизации, какой бы он был? Что бы хотели кардинально изменить? Увидели бы в итоге мир таким, каким он описан в Ваших произведениях, или другим?

Роман Стыцюк <romko.best@gmail.com>
Харьков, Украина - 03/08/11 20:55:38 MSK

       В «Трудно быть богом» эта проблема обсуждается (см. разговор Руматы с Будахом). Ничего существенного к этому обсуждению добавить не могу. Сильно подозреваю, что Бог в любом случае не захотел бы в развитие цивилизации вмешиваться: цивилизация только тогда и имеет самостоятельный смысл, если развивается по внутренним законам, без вмешательства извне. В противном случае смысл «развиваемой» цивилизации заменяется смыслом цивилизации «развивающей». Стоит ли этим заниматься, – вопрос спорный.


Уважаемый Борис Натанович.
       В юности я зачитывался Вашими книгами. Я считаю, что книги оказывают огромное влияние на человека и формируют его как личность. Уверен, что такое влияние оказали Ваши произведения и на меня. Мои картины, конечно, не являются иллюстрациями к Вашим книгам, но какие-то ассоциации все же возникают. Зрители моих картин часто говорят мне: «Какая у Вас фантазия», на что я отвечаю: «Никакой фантазии, все абсолютно реально». Читая Ваши книги, я пришел к выводу, что зря Вас называют писателем-фантастом, все абсолютно реально, только существует в других мирах. Мои картины можно посмотреть на моем сайте www.artstudio.ee.
       Может быть это будет Вам интересно.
       С уважением. Художник-космист Олег Высоцкий

Олег Высоцкий <olegvysotski@mail.ru>
Таллин, Эстония - 03/08/11 20:55:46 MSK

       Спасибо. Выберу время, – посмотрю.


Уважаемый Борис Натанович! Разрешите задать следующий вопрос: в Граде обречённом до конца того мира дошли двое: русский и еврей. Это принципиально? (В экспедиции интернационал был изрядный.) То есть можно так сформулировать: лишь русский и еврей способны идти к цели до конца, ценой полного самоотречения? Прошу прощения, если что не так!

Сергей Пинигин <pinigin_s@rambler.ru>
Реж, Россия - 03/08/11 20:56:16 MSK

       Ничего подобного авторы, разумеется, не имели в виду. Авторы нисколько и никогда не сомневались, что «идти к цели до конца, ценой полного самоотречения» способны люди абсолютно любой национальности (а также люди, родившиеся в любой день недели и даже любой час суток :)) ), – способность эта определяется свойствами характера и наличием «искры божией», и никакими другими привходящими обстоятельствами.


Уважаемый Борис Натанович!
       Много лет коллекционеров будоражит вопрос: а была ли суперобложка к знаменитому «перевертышу» – молодогвардейским Стажерам/ВНМ 1968 года?
       Все склоняются ко мнению, что нет, не было его, морок это советского книгоиздания.
       А вдруг?
       Вдруг фраза из выходных данных книги «в суперобложке 68 коп.» – правда?

Алексей Караваев<zuzuk@lipetsk.ru>
Липецк, Россия - 03/08/11 20:56:18 MSK

       Сам я этого «супера» не видел никогда. Но знал людей (работников изд-ва МолГв), которые якобы видели. И помню, что существовало (имело хождение) некое объяснение, почему именно от супера отказались. Помню, что объяснение было дурацкое, но суть его решительно вылетела у меня из головы лет, я думаю, сорок тому назад.


Читал ли Евангелие до того, как сочинить «Стояли звери около двери», мальчик (он Ваш внук?). Я понимаю, что у Вас атеистическая семья, но ведь образованная, поэтому «чем... эээ... не шутит?»

Вадим <d0tcom@rambler.ru>
Москва, Россия - 03/29/11 14:27:10 MSK

       Сын. Ему было тогда лет пять. Не уверен, что он успел к этому времени прочесть даже Винни Пуха.


И в качестве рекламы, не приносящей прибыли, я хочу подарить Вам семиминутный фильм: http://vimeo.com/4863840
       Надеюсь, дыра в облаках достаточно квадратная, а Солнце сойдёт за Луну. Если же Вам нужно дыру поквадратнее (квадратура круга, великий квадрат не имеет углов), то вспомните, почему Саваоф Балаамович Один перестал творить чудеса. И очень надеюсь на Ваше чувство юмора.

Вадим <d0tcom@rambler.ru>
Москва, Россия - 03/29/11 14:27:35 MSK

       Спасибо за подарок. Обязательно посмотрю. Во благовремение.


Здравствуйте!
       Вот выдержка из Вашего ответа на комментарий к «Улитке»:
       «А ведь настоящая «автоэволюция» еще не начиналась – мы только-только учимся вторгаться в геном. Так что «время ужасных чудес» еще впереди».
       Как думаете, нам «ужасные чудеса» суждено увидеть? Или Вы говорите о совсем далеком будущем? И, если можно, пример, – что это может быть?

Денис Яковлев <mail@divoweb.ru>
Петербург, Россия - 03/29/11 14:28:04 MSK

       Об этих ужасных чудесах написаны десятки и сотни книг. Приводить примеры, по-моему, не имеет смысла. Впрочем, один конкретный пример я, все-таки, приведу. Середина нашего века. Начало энергетического кризиса (запасы углеводородов исчерпаны, термояд запустить не удалось). Человечество на протяжении нескольких лет (практически в одночасье) возвращается в «век пара и электричества» (пара много, электричества мало). Внезапный конец Общества Потребления. Царство бедности и беспомощности. Титаническая безработица. Беспощадное ужесточение государственных структур. Потеря каких-либо долгосрочных перспектив... И пр., и пр., и т.д. И при этом – никаких катаклизмов, никаких всемирных катастроф, никаких гекатомб, – что характерно!


Здравствуйте. Вы один из немногих людей, вызывающих у меня восхищение. Именно поэтому мне очень интересно было бы услышать от Вас ответы на два коротких, но непростых вопросов:
       1) Что Вы больше всего хотите успеть еще сделать в жизни?

Петр Пономарев <mr.stagger@gmail.com>
Санкт-Петербург, Россия - 03/29/11 14:28:08 MSK

       Никакой такой цели у меня нет. Я точно знаю, что ни на что действительно серьезное времени у меня уже не осталось.


2) Что у Вас не получилось и не получится? Есть ли такое? Что Вы ждали, к чему стремились, чего хотели, – но что не вышло и уже не выйдет точно никогда?

Петр Пономарев <mr.stagger@gmail.com>
Санкт-Петербург, Россия - 03/29/11 14:28:24 MSK

       Если отвлечься от милых и глуповатых мечтаний школьно-студенческих времен, у меня была только одна серьезная мечта: стать писателем. Причем, естественно, неплохим. Эта мечта реализовалась. Полностью. Во всяком случае, более полной реализации, будучи (простите за невольный каламбур) реалистом, я себе не представляю. Такие дела.


Уважаемый Борис Натанович! Что такое эксперимент «Зеркало?» Почему практически все его участники покончили с собой? Имеют ли андроиды какое-то отношение к нему?

Оля <oajsuvakova@rambler.ru>
Оренбург, Россия - 03/29/11 14:28:43 MSK

       Мы никогда не разрабатывали сколько-нибудь детально этот сюжет. Но рискну утверждать, что андроиды в этой трагедии никакой специальной роли не сыграли. Насколько я помню, речь там шла о гигантских маневрах Земли по отражению гипотетического вторжения некоей сверхцивилизации из Космоса. Отсутствие серьезного опыта в делах такого рода, плохая подготовка персонала, чрезмерный энтузиазм участников, неумение действовать в режиме абсолютной секретности, – все это привело к последствиям трагическим и непоправимым. Деталей, повторяю, я не знаю: мы их не придумали.


Уважаемый Борис Натанович, не хватит слов выразить всё своё восхищение Вашими произведениями. Для меня Ваши книги целый мир, спасение от реальности, между тем они и есть реальность, только реальность будущего.
       Увлекательно, талантливо, да что я могу сказать нового, всемирно признанному? 8)) У меня вот какой вопрос: бывают ли, я не знаю, литературные вечера, творческие встречи, где можно увидеть Вас, послушать Вас?

Татьяна Квятковская <kvjatkovskaja@mail.ru>
Москва, Россия - 03/29/11 14:28:46 MSK

       Было время, когда я участвовал в таких мероприятиях регулярно (по мере надобности). Но это было давно. Например, от встреч с читателями я окончательно отказался в 1970, когда стало совсем уж ясно, что говорить в большой аудитории то, что думаешь, мягко выражаясь, небезопасно. («Но в такой позиции я боюся страх, чтобы инквизиции не донес монах».) А участвовать в «профессиональных» встречах, в разных конах, фэн-сборищах и пр. я перестал, наверное, лет пять-десять назад: старость, болезни, да и времени стало почему-то не хватать. Так что – увы!


Уважаемый Борис Натанович!
       Мне очень нравится Ваше творчество. Настолько нравится, что я не побоялась писать курсовые работы по нему. :)))
       Сейчас думаю над очередной работой, и в связи с этим вопрос. Вы часто сами определяете жанр своих произведений. Например, «Пикник на обочине» – это повесть, «Полдень. ХХII век» – роман, «Понедельник начинается в субботу» – повесть-сказка.
       А как собственно Вы определяете жанр своих произведений, по каким критериям? И когда: до написания, после, или в момент написания?

Виктория <kitona3@rambler.ru>
Россия - 03/29/11 14:28:55 MSK

       Все эти жанровые определения в значительной степени условны и произвольны. Мы, как правило, исходили из объема: до листа – рассказ, 3-10 листов – повесть, больше – может быть, уже и роман. Единая сюжетная линия – рассказ или повесть. Несколько линий – роман. И т.д. Сколько-нибудь серьезно мы к этой «проблеме» не относились никогда. Как говорится, «хоть горшком назови...», главное – чтобы получилось и пошло в печать.


Как Вы считаете, стоило ли экранизировать фильм по мотивам произведения «Обитаемый остров»?

Дмитрий <dima_chessman@mail.ru>
Москва, Россия - 03/29/11 14:29:24 MSK

       Конечно, стоило. Получился очень недурной фильм, особенно – первая серия. Вторая заметно уступает – во всех отношениях (меньше смысла, больше Голливуда). А в общем, это, по-моему, лучшая из всех экранизаций АБС. Подчеркиваю: ЭКРАНИЗАЦИЙ, потому что так называемое авторское кино получалось и помощнее, – один «Сталкер» чего стоит.


Уважаемый Борис Натанович!
       Отвечаете ли Вы на вопросы, которые задают Вам посетители гостевой книги?

Обозреватель <zametkintemu@zametkinatemu.ru>
Москва, Россия - 03/29/11 14:29:45 MSK

       Я отвечаю на вопросы, которые «поставляет» мне БВИ. В Гостевую я заглядываю редко и нерегулярно.


Уважаемый Борис Натанович! Позвольте пожелать Вам долгих лет жизни и поблагодарить за всё Ваше многолетнее творчество. Вот уже много лет мне не даёт покоя один вопрос. Многие писатели обладают в той или иной мере некоей долей ясновидения. Не знаю, как Вы, – действительно ли не осознаёте или под прикрытием фантастики проповедуете миру новые истины. Не кажется ли Вам, что уже наступил новый этап в эволюции человечества, и разделение на Люденов и остальных уже началось? Много лет назад Ваша книга «Волны гасят ветер» странным образом повлияла на меня, она явилась тем самым детонатором. Я буквально ощущаю себя в шкуре Тойво Глумова. Буду очень рада, если мне ответят, – этот вопрос действительно очень беспокоит меня.

Эльза <elza69@mail.ru>
Алматы, Казахстан - 03/29/11 14:29:54 MSK

       Никаких оснований допускать, что «разделение на люденов и остальных уже началось», у меня, к сожалению (или к счастью?), нет. Может быть, не хватает мне упомянутого Вами «ясновидения»? Может быть, это как раз Вы – «ясновидица»? В таком случае будьте осторожны: судьба большинства люденов незавидна. Перестать быть человеком (утратить человечность) – это серьезно. «Во многая знания многая печали», – это, в частности, и про люденов тоже.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       В книге «ПОИСК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ИЛИ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ ТЕОРЕМА ЭТИКИ» было упомянуто про Малую Вишеру. А Вы приезжали в Малую Вишеру?

Андрей <Grandvl@mail.ru>
Малая Вишера, Россия - 03/29/11 14:30:17 MSK

       Я бывал там, но только проездом.


В книге «Пикник на обочине» аномалии влияли на погоду? Всё ли время там было серо и лил дождь?

Андрей <Grandvl@mail.ru>
Малая Вишера, Россия - 03/29/11 14:30:39 MSK

       Что-то я не помню такого за «Пикником». Может быть, Вы имеете в виду «Гадкие лебеди»? Там, да, пришельцы из будущего, мокрецы, создавали вокруг себя атмосферу, в которой чувствовали себя хорошо (привычно), – туман, сырость, почти никогда не прекращающийся дождь.


Задать свой вопрос | Архив интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"

Группа «Людены» ищет материалы, связанные с творчеством Стругацких


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2011
      © Борис Стругацкий, 2011
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года