Off-line интервью

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Февраль 2006


Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Уважаемый Борис Натанович!
       Хоть Вы, как и я, равнодушны к «Звёздным войнам», но всё же: как Вы относитесь к американскому фильму «День Независимости»? Я посмотрел аж 2 раза с возрастающим интересом: вполне узнаваемые и герои (особенно молодой президент со свое УМИРАЮЩЕЙ женой), и ситуации (особенно проникновение капитана ВВС в самое сердце этой Островной Империи космической «саранчи»).

Подкидыш < Tolmachov_V@flexuser.ru>
Ногинск, Россия - 02/04/06 20:15:17 MSK

       К сожалению, я совсем не помню этого фильма. Может быть, не видел?


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Помогите решить один исторический вопрос.
       Всем известна роль Максима Каммерера (он же Мак Сим, Белый Ферзь), первым внедрившегося в Островную Империю Саракша, в тех славных делах.
       Несколько позже на планете «Ковчег» произошел разговор между Горбовским и Комовым (присутствовал С.Попов) о Странниках. Цитирую: «Потом они заговорили об умиротворении Островной Империи и о том, какую роль сыграл в этом некий Рудольф, которого тоже почему-то называли Странником».
       Вот и вопрос – а как это так? Мои варианты ответа:
       1. В то время АБС еще не знали историю Саракша во всех подробностях.
       2. В далеком светлом будущем, как и в наши дни, слава исполнителей достается руководителям.
       А как на самом деле?

Игорь Рогов < igorro@rambler.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 02/04/06 20:15:31 MSK

       На самом деле правилен Ваш вариант номер 1. Более того, история внедрения Максима в Островную империю так и не была написана, так что «во всех подробностях» мы ее не знаем и сейчас.


Уважаемый Борис Натанович!
       Вы ведь знакомы со взглядом Чижевского на социальные процессы на Земле? В «СР» где-то в 1997 г. в статье А.Фролова была опубликована диаграмма колебательного процесса событий в России 1985-97 гг. и солнечной активности, а также гипотетическое развитие событий по 2005 г. Сейчас мы находимся в глубокой депрессии (до 07 г.), а далее, видимо, грядут какие-то революционные события. Ваше мнение?

Тарасова Вера Павловна < ilu_tar@inbox.ru>
Тула, Россия - 02/04/06 20:16:00 MSK

       Я знаком с работами Чижевского лишь поверхностно. И, честно говоря, в сколько-нибудь серьезное влияние солнечной активности на историю человечества верю не особенно. Что же касается «революционных событий», то я склонен полагать, что они произойдут в середине века, когда (и если) иссякнут запасы энергоносителей (и совершенно независимо от солнечной активности).


Уважаемый Борис Натанович, здравствуйте, огромное спасибо за Ваши с АН книги, у меня такой вопрос: не хотелось ли бы Вам написать фантастический роман или антиутопию на экологическую тему (что возможно будет с человеком, если он «не повернется лицом к природе»)?

Голохвастова Елена < gomail@mail.ru>
Самара, Россия - 02/04/06 20:16:04 MSK

       Откровенно говоря: нет, не хотелось бы. На эту тему уже написано столько! Ни на какой полке не поместится.


Уважаемый Борис Натанович!
       В книге «Неизвестные Стругацкие» опубликован небольшой рассказ, который практически повторяет рассказ Фредрика Брауна «Просто смешно!» (можно найти по адресу http://lib.ru/INOFANT/BRAUN_F/11-95.txt). Однако в комментариях не указано, что это перевод или пересказ рассказа Брауна. Если можно, поясните ситуацию.

Евгений Терон < teron@fin.nso.ru>
Новосибирск, Россия - 02/04/06 20:16:06 MSK

       Я уже не помню деталей, но, по-моему, это была попытка перенести события «капиталистической действительности» в действительность коммунистическую. (Молодые были, задорные крепыши, – всё хотели внести свой вклад в идеологическую борьбу!) Попытка явно не удалась (никакого нового качества не возникло), и рассказик был отправлен в архив.


Уважаемый Борис Hатанович! Hе имея прямой дороги в internet, задаю чрезвычайно волнующие меня вопросы (полагаю, что лучше всего на них сможете ответить именно Вы; я достаточно давний Ваш читатель) через своего челябинского друга (его личные вопросы, к сожалению, не прошли фильтр).
       1. Как Вы относитесь (за? или в принципе против?) к наследованию авторских прав и к продаже оных? Как Вы полагаете, кто и зачем придумал законодательно защищать такое, казалось бы, кощунство, как наследование и продажа прав автора?

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:16:28 MSK

       Никогда не задумывался над этими вопросами. Нынешнее положение дел меня вполне удовлетворяет. Во всяком случае, никакого «кощунства» я тут не вижу.


2. ПHвС, ист. 1, гл. 5: «левитировал, как Зекс/Зевс» (в разных изданиях) – что имеется в виду?

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:16:34 MSK

       Имеется в виду некий древний маг по имени ЗеКс, который левитировал особенно здорово и энергично. В отличие от героя, слишком старого для таких упражнений.


3. Порнография в фантастике (например, у Лукьяненко) вызывает у меня некоторое возмущение. А у Вас? Как Вы полагаете, моральны ли вообще книги Лукьяненко? (По моему мнению, несколько аморальны.)

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:17:01 MSK

       Никакой аморальности у Лукьяненко (равно как и никакой порнографии) я никогда не встречал, так что Вашего возмущения разделить не могу.


4. В каком бы виде Вы предложили достаточно моральный законодательный принцип, позволяющий ограничивать в правах вредных людей? (Алкоголиков, орущих по ночам; «меломанов», включающих музыку так, что аж стены подпрыгивают; шпану, из-за которой на улицу выйти страшно: мне однажды сломали нос, другой раз лишили трёх зубов, а чуть позже убили моего друга – а ведь мы, жертвы, всего лишь мирно шли из пункта А в пункт Б! Милиции шпану долго искать не надо – кто в доме хулиганы, знает весь подъезд. Тем не менее, хулиганы живут в своё удовольствие и ничуть не ограничены в правах.)

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:17:18 MSK

       Не совсем понимаю, зачем тут нужен какой-то специальный «моральный принцип». Вполне достаточно существующих законов о нарушении общественного порядка. Надо только, чтобы эти законы соблюдались жестко и неукоснительно. Но это – особая проблема, к морали отношения не имеющая.


5. Почему, как Вы считаете, крупный современный фантаст (большая умница!) Павел Шумил(ов) («Слово о драконе», «Кошкин дом», «Эмбер: чужая игра», «Должны любить»...), с одной стороны, практически проигнорирован критикой, а с другой – ни разу не упоминается в Вашем интервью – ни в вопросах, ни в ответах? (Он, кажется, член Вашего семинара. Публиковался в изд-ве «Центрполиграф», вышло 4 тома – и их нет в магазинах. Hа его сайте доступны электронные варианты его книг.)

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:17:36 MSK

       Мне Шумил тоже нравится, и он, действительно, член нашего семинара. Почему так сложилась его издательская судьба, не знаю. По-моему, у него был какой-то конфликт с издателями. Может быть, причина в этом?


6. Игра «Сталкер» (Евгений Hестеренко, Харьков, 1997, ZX Spectrum) – первая компьютерная игра по произведениям АБС?

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:17:43 MSK

       По-моему, первая. Но считается, что она не совсем по произведениям АБС. Скорее, по мотивам.


7. Как вы относитесь к методу А.С.Макаренко, и какую роль его книги сыграли в вашем творчестве? Согласны ли вы, что насильно заставлять детей ходить босиком (как пишет Макаренко) и при этом в буквальном смысле запрещать сморкаться (как опять-таки пишет Макаренко) – ужасно?

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:18:10 MSK

       Я недостаточно хорошо знаю Макаренко, чтобы заниматься анализом и критикой его педагогических приемов. Приведенные Вами примеры, согласен, вызывают известные сомнения.


8. Если не секрет, сколько часов в неделю занимает у Вас это интервью?

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:18:20 MSK

       Немного. В среднем, наверное, 5-10 часов в месяц.


Hе могу удержаться от пожелания Вам здоровья и творческих успехов. Того же и всем присутствующим – ведь это каждому не повредит.

Быстров Дм.Мих. < 3umphant@rambler.ru>
Рязань, Россия - 02/04/06 20:18:42 MSK

       Большое спасибо – от своего имени и от имени «всех присутствующих».


Уважаемый Борис Натанович!
       Не хотелось бы отнимать Ваше драгоценное время, но меня, наверное, как и многих других людей, волнует проблема развития нашей страны. Я имею в виду не столько перспективу развития экономики или какие-то политические аспекты, сколько человеческие взаимоотношения. Не хотелось бы думать, что с каждым годом люди становятся все дальше друг от друга, безразличней к судьбе других. Я не отрицаю, в нашей стране много людей, которые сделали очень много для своего народа (в частности, Вы – на Ваших книгах выросли миллионы людей), но вот если брать общество в целом... Такое ощущение, что всем наплевать, что останется после нас, что мы сможем дать нашим детям? Конечно, Россия сейчас переживает сложный период – экономика развалена, в деревнях жить невозможно трудно, и людей заботит лишь собственное благополучие. Это все понятно, но, с другой стороны, легких времен, на мой взгляд, для России никогда не существовало.

Ольга < Olga541@ngs.ru>
Москва, Россия - 02/04/06 20:19:00 MSK

       Вы совершенно правы. И все названные Вами проблемы существовали всегда, а иногда (в периоды войн и революций) даже обострялись – до невероятных пределов.


Еще хотелось бы узнать Ваше мнение относительно русской литературы. Не кажется ли Вам, что со временем все меньше становится становится произведений, написанных действительно для людей, что очень многих не интересует литература как искусство. Мы читаем пошлые романы и «детективы» для удовольствия, и почти ничего – для души. Возможно, я утрирую, но мне хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счет.

Ольга < Olga541@ngs.ru>
Москва, Россия - 02/04/06 20:19:05 MSK

       Ничего нового здесь я не вижу. Так было и, видимо, так будет всегда. Закон Старджона: «90 процентов всего на свете является барахлом». 90 процентов книг, 90 процентов авторов, 90 процентов читателей, между прочим. Я к этому давно уже привык. И Вам советую. Главное, чтобы без 10 процентов не остаться – как это было, например, во времена моего детства. Да и то – спасали сохранившиеся у родителей библиотеки.


Уважаемый Борис Натанович! Сравнительно недавно, блуждая по сети, я наткнулся на off-line интервью с Вами. Я хочу поблагодарить как Вас, так и всех, кто когда-либо присылал сюда свои вопросы: чтение архивов интервью воспринимается, как увлекательная беседа интеллигентных людей. Такой, в моем идеализированном представлении, была кухня шестидесятых.
       После нескольких вечеров, проведенных в архивах интервью, захотелось и самому в нем поучаствовать. Но задавать вопросы о сюжетных загадках мне претит – куда интереснее самому найти ответ на вопрос, кто был предателем в группе «выродков»-повстанцев... Зато очень хочется поделиться наверняка неоригинальным, но свежим впечатлением: оказывается, я рос вместе со Стругацкими – хоть и дал им фору в пару десятилетий! А если точнее – мой интерес к книгам АБС развивался по мере взросления и столкновения с новыми гранями реальности. Первыми книгами АБС, которые я прочел лет в 13, были «Путь на Амальтею», «Понедельник...», «Полдень...». Потом я внезапно обнаружил ОО и ЖвМ, но вот ВГВ осилить не смог... Каков же был мой восторг, когда, года два спустя, я перечитал эту книгу – и понял! Зато «Хромая судьба» показалась мне скучной и пресной – отложил, недочитав. В следующий заход, лет в 19, перечитав все, что можно – прочел и ХС. Ни один из персонажей этой, как мне тогда казалось, мрачной и безысходной книги не вызвал у меня симпатии. Какую симпатию может вызвать пьяница, конформист и хулиган, расточающий без пользы свой талант? Но, читая роман сейчас, в 22, я восхищаюсь Баневым... Видно, разрыв опыта между ним и мной значительно сократился? А вот Феликс Сорокин мне по-прежнему чужд и непонятен. Получается, что восприятием героев АБС, (или, что более вероятно – любых литературных героев) можно измерять и характеризовать опыт личности. Собственно, об этом думает и Банев – представляя, как воспринимают его книги двенадцатилетние вундеркинды.
       Я вынужден попросить прощения за длину и объективную бесцельность предыдущего абзаца – очень уж яркой была мысль, слишком хотелось поделиться и поблагодарить.
       А теперь – собственно вопрос (это не насмешка, честное слово): взмахивали ли крыльями при полете птерокары из «Мира полудня»? Ведь, судя по вывернутому на изнанку (или «завернувшемуся» – точно не помню) крылу, которым ударило Камилла, оно было гибким?

Георгий Заборский < gzaborski@yahoo.com>
Минск, Беларусь - 02/04/06 20:19:15 MSK

       Думаю, что птерокары были машинами с машущими крыльями. Не знаю, насколько это технологично, но смотрится красиво. И вдобавок, они были еще квазиживыми организмами, как и корабли типа «призрак».


Уважаемый Борис Натанович!
       У меня вопросы к ЖвМ. В самом начале Каммерер изучает отчеты Абалкина, которые написаны «отчетливым крупным почерком почти без помарок». Тут же указывается, что переписку с КОМКОНом он вел «в письменной форме, а не обычным порядком» (е-мейлом?) Что, по Вашей задумке, скрывается за этими обстоятельствами, какие-то черты психики Абалкина? Или что-то, связанное с его характером?

Крис < chris@aha.ru>
Москва, Россия - 02/04/06 20:19:30 MSK

       Нам хотелось подчеркнуть нестандартность Абалкина во всем. В том числе и в отношении его к оргтехнике. Архаизм. Необычная симпатия к старинным вещам и вообще ко всему старинному.


Глубокоуважаемый Борис Натанович, Ваши произведения сыграли огромную роль в моём духовном, эмоционально-нравственном воспитании. Ваш вклад в культуру вообще и в особенности нашу, огромен.
       Мне 40 лет и времена моей юности уже далековато, но я до сих пор с удовольствием перечитываю Ваши произведения. «Град обреченный» я могу перечитывать бесконечно, это гениальное произведение. В своё время «Понедельник начинается в субботу» мною был, практически выучен наизусть.
       Современный жанр фантастики всё больше уходит в вымысел. Скажите, пожалуйста, что Вы думаете об одном из современных направлений фантастической литературы: идея о том, что реальность, наша реальность реальностью не является. Например, как в кинофильме «Матрица». Мне очень интересно Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста!

Арьков Олег Валентинович < olafandw@email.ru>
Волгоград, Россия - 02/04/06 20:19:46 MSK

       Когда-то, во времена моей молодости, эти идея занимала мое воображение и казалась оригинальной и даже плодотворной. Мы даже подумывали о соответствующем сюжете, но так за него и не взялись: что-то противоестественное нам чудилось в описании миров-галлюцинаций, контрпродуктивность какая-то... Что-то вроде приема, когда автор описывает зубодробительные приключения-переживания, а в конце вдруг оказывается, что это был сон.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       В одном из Ваших интервью, упоминается о том, что права на экранизацию «Пикника...» проданы компании TRI STAR Pictures. Означает ли это, что при всем желании я не смогу снять свой фильм?
       Как Вы относитесь к новым попыткам экранизации «Пикника на обочине», после «Сталкера» Тарковского?

Александр Игнатов < ignatov@rgups.ru>
РОСТОВ-НА-ДОНУ, Россия - 02/08/06 17:33:51 MSK

       Все права на экранизацию «Пикника» находятся сейчас у ТРИСТАР. Единственный способ снять по «Пикнику» фильм – выкупить у ТРИСТАР эти права. Увы.


Уважаемый Борис Натанович!
       Вы пишете в «Комментариях...» и здесь в интервью, что трагедия «Жука...» – это трагедия закрытого общества, в котором существуют спецслужбы. Получается, что о саркофаге надо было оповестить человечество, чтобы все, включая подкидышей, были в курсе проблемы и совместно выработать оптимальную линию поведения?
       Мне это немного напоминает пародийный план Вечеровского о совместной борьбе с космическим аспидом. По-моему, это тоже не работает. А как работает?

Дмитрий
Дортмунд, Германия - 02/08/06 17:34:05 MSK

       «Как работает» – мы не знали. Предложенный в повести вариант представлялся нам оптимальным. Все прочее, казалось, может привести к еще худшим последствиям, – например, к угрозе, что «осознавшие себя подкидыши» начнут действовать вместе и согласованно. Я и сейчас не уверен, что существует решение, «устойчивое» по отношению к случайным колебаниям.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       Большое Вам спасибо за Ваш ответ на мой вопрос об Абалкине.
       Хотелось бы еще задать вопрос по «Жуку в муравейнике».
       При чтении хроники развития событий с саркофагом ощущаешь гордость за гуманизм землян.
       Клетки совершили первое деление, выбирать уже нельзя...
       Особенно это решение выигрывает по сравнению с решением тагорян, от которого даже попахивает чем-то фашистским, ксенофобским.
       Но что происходит потом?
       Подкидышей превращают в изгоев, ставят над ними смертельные эксперименты, в конце концов одного по ошибке убивают. Так не является ли расправа тагорян с саркофагом намного более гуманистическим деянием?

Дмитрий
Дортмунд, Германия - 02/08/06 17:34:30 MSK

       Не знаю. Тагоряне, разумеется, были уверены в своей правоте. Земляне, по-своему, тоже правы. Все правы, – а человека убили. Так частенько бывало в истории, и будет, наверное, тоже всегда. О чем и повесть.


Было бы очень приятно иметь возможность получить доступ к материалам журнала «Полдень XXI век» в интернете. Самый легкий способ – разрешить загрузку материалов – конечно, приятнее бесплатно, но можно и платно – примерно за те же деньги, что и бумажные (как, скажем, Химия и Жизнь). В принципе, примерно 6-8 долларов в год мне было бы не жалко, а получать бумажные версии в США выглядит очень неудобно и дорого.

Михаил Гамбарян < mgambarian@sc.rr.com>
Columbia, SC, USA - 02/08/06 17:34:48 MSK

       Я думаю, с этой идеей надо обратиться к руководству «Вокруг света» – они наши издатели, спонсоры, и им решать, стоит ли затевать такое мероприятие. Я бы ничего против не имел, но я же ничего не смыслю в издательских делах.


Почтовая карточка, посвященная 80-летию со дня рождения Аркадия Натановича. Это, как известно, знак почтовой оплаты, т.е. очень ВЫСОКИЙ уровень признания заслуг человека. Вы, как филателист, как-либо участвовали в этом, или появление карточки стало для Вас (как и многих других) сюрпризом? Как Вы сами оцениваете упомянутое событие?

Михаил < ke_n@mail.ru>
Кострома, Россия - 02/08/06 17:35:08 MSK

       Насколько я знаю, инициатива по выпуску этой карточки принадлежит Совету по фантастике. В свое время они обратились ко мне с соответствующим предложением, и я с радостью согласился. Я, как и Вы, считаю эту карточку весьма высоким уровнем признания заслуг АНС (и, естественно, АБС). Горжусь.


Уважаемый Борис Натанович! У меня вопрос по именам: имена алайцев из «Парня из преисподней» и капп из «Страны водяных» Акутагавы как-то странно похожи друг на друга (Гаг, Зогг, Трэгг, Дигга – Багг, Чакк, Токк, Гэр). Это случайное совпадение (в конце концов, АНС переводил, в том числе, и этого писателя)?

Павел < nord_dron84@mail.ru>
Курск, Россия - 02/08/06 17:35:17 MSK

       Думаю, это случайность. Просто короткие имена – это удобно. У нас часто используются короткие имена для «иноземцев». И в «Попытке», и в «Трудно быть богом», и в «Обитаемом острове».


Уважаемый Борис Натанович, каждый раз, когда бываю в России, обязательно пытаюсь достать Ваши журналы – «Полдень, XXI век», чтение интересное, спасибо Вам, как главному редактору. В этой связи два вопроса.
       1. Во втором номере за прошлый год мне попался очень любопытный рассказик «Чудо по-русски» [автор – Александр Свистунов]. А где можно почитать еще произведения этого автора. И не будет ли его новых публикаций в Вашем журнале?

А.Калиновски < alexosat@yahoo.com>
Салоники, Греция - 02/08/06 17:35:43 MSK

       В редакционном портфеле есть у нас еще по крайней мере один рассказик А.Свистунова. Вполне может быть, что мы его в этом году опубликуем.


2. А когда Ваш журнал станет ежемесячным?

А.Калиновски < alexosat@yahoo.com>
Салоники, Греция - 02/08/06 17:36:01 MSK

       Боюсь, не скоро. Материала не хватает. Особенно повестей и «нон-фикшн». Впрочем, поживем – увидим.


Борис Натанович, а Вам не кажется, что наш дорогой президент своими полетами на боевых машинах и регулярным участием в военных учениях создает России имидж милитаристически настроенной державы? Да плюс еще совместные учения с Китаем, никак не похожие на антитеррористические тренировки (каких террористов можно «мочить» тактическими ядерными снарядами?). Я понимаю, что у каждого свои игрушки, но хотелось бы, чтобы Путин куда больше внимания уделял модернизации производства, не так ли?

Николай < rishelie@karelia.ru>
Москва, Россия - 02/08/06 17:36:26 MSK

       Так. Но установка властей сейчас – на воссоздание сверхдержавы, эта установка требует специфической идеологии и специфического имиджа. Впрочем, за модернизацией производства дело тоже, я думаю, не станет. Это будет модернизация специфического производства – в первую очередь, производства энергоносителей. Мы станем «энергетической империей». Саудовская Аравия с ядерной бомбой. Таковы, по-моему, наши последние стратегические установки.


Дорогой Борис Натанович! Доброго времени суток Вам!
       Большое спасибо Вам за ответы на мои прежние вопросы. Мне было очень важно знать Ваше мнение по этому поводу. И вот у меня накопилось ещё:
       1. Ваш ученик (насчёт этого эпитета я не уверен, но семинары он всё-таки посещал) и тёзка Борис Гедальевич Штерн любил употреблять в своих произведениях несколько оригинальные неологизмы и вообще его книги отличались этакими лингвистическими изысками в плане словобразования. И если проводить параллели, то весьма он похож на ещё одного своего тёзку (и Вашего тоже) Виана. Вопрос такой: как он к нему относился? (Может, делился мыслями, вдруг.) И как Вы сами относитесь к творчеству Бориса Виана?

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:36:48 MSK

       По-моему, Боря был большим поклонником Виана. И меня пытался «заразить». Но – не вышло. Я остался к Виану холоден, как и к большинству «французов».


2. Вытекает явно из первого. Верите ли Вы, что тёзки в чём-то схожи, то есть имя накладывает на человека какие-то тонкости характера, нивелирует ли душу?

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:37:12 MSK

       Нет, не верю. С чего бы это вдруг? «Где имение, и где вода?» Астрология какая-то. Как можно верить в астрологию?


3. По Первому показывали фильм о Китежграде и даже приводили цитату из Хроник. Мне тут же вспомнилась «Улитка». Потому что такое совпадение с описаниями в потоплении Китежа и деревни я как-то затрудняюсь объяснить. Слишком уж оно точное. То есть вопрос в следующем: деревни погружались под воду по сценарию града Китежа? Ведь озеро Светлояр, где Китеж и обитает согласно легендам, очень похоже на квадрат со скруглёнными углами (такое в paintbrush'е можно легко нарисовать), проведя просто параллели, во что превратилась деревня...

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:37:28 MSK

       Нет, «Улитка» здесь ни при чем. Чисто случайное совпадение. Хотя и любопытное! Впрочем, история града Китежа никогда нас особенно не интересовала.


4. А не хотелось бы Вам разок сделать номер «Полдня», состоящий полностью из новичков? То бишь, отобрать авторов по возрасту и первой публикации, и, к примеру, в последний в году номер. Конечно, такое будет похоже на некоторый аппендикс, в который уходит всё негодное... Но всё же. Идея остаётся идеей.

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:37:58 MSK

       Я не хочу никаких экспериментов. Все номера составлялись и будут составляться по единому принципу: лучшее, что сейчас есть в редакционном портфеле.


5. Вы ответили, что «Улитка» получилась бы хорошей анимацией. А как бы Вы отнеслись, если бы кто сделал её просто так, не коммерчески, не пустил в прокат, лишь бы только, может быть, деньги собирал с лично продаваемых копий, но не преследовал копирующих из сети или с продаваемых дисков. Одним словом: отдал бы мультфильм на распространение почкованием или самиздатом. Такая схема отработана, к примеру, у goblin'а. И работает на «Ура!». Будет и всенародная любовь, и популярность (причём без всякой рекламы). Копировать будет только тот, кому оно надо. Ну, а автор анимации будет делиться с Вами теми деньгами, которые перепадут ему. Штука это не особенно прибыльная, зато приятная. Никому ничего навязываться не будет, как сейчас любят делать («Ночной дозор», когда народ буквально сгоняли в кинотеатры силком, явный тому пример).

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:38:20 MSK

       Я ничего не имею против некоммерческих проектов. Энтузиазма, впрочем, тоже не испытываю.


6. Ещё вопрос про журнал. Вы печатаете произведения, так сказать, первыми, потом они уже расходятся по книгам и т.д. (если повезёт, конечно). А принимаете ли Вы рецензии на описанные произведения? А то многие просто жалуются Вам прямо здесь. А так было бы ясно. Автору всегда приятно узнать о произведении... Думаю, такое очень даже пригодится (сделать даже на сайте журнала книгу жалоб и предложений).

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:38:46 MSK

       Это тоже один из наших принципов: никаких рецензий и никакой литкритики. Не будем расставлять оценок (отметок), не будем строить рейтинги. Это не наша задача. Наша задача – представлять материал для рецензий, что мы и стараемся делать в меру наших возможностей.


7. Теперь пошла жалоба (или предложение). В № 5 за прошлый год публиковали повесть «Казнить нельзя помиловать» Максима (это уж мой тёзка) Чертанова. Триллер триллером, а вопрос остаётся: где там фантастика? Вся фантастика там торчит в цитатах и в том, где это напечатано. И до эпилога ждёшь какого-нибудь ангела возмездия или на худой конец инопланетного маньяка. Но фантастикой и не пахнет. Автор просто увлёкся достоверностью. Но всё построено довольно красиво, хотя и не без этакого французского налёта.

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:39:16 MSK

       Повесть может нравиться или не нравиться, но в любом случае она описывает ситуацию вполне фантастическую.


8. Ещё жалоба (уж простите, накипело). В № 2 за этот год «Эвакуатор». Честно говоря, создаётся впечатление, что писал какой-то надсмехающийся из-за угла над террористами их заложник. Масса неувязок (вплоть до того, что только что ехали на «газели» и вдруг она стала «уазиком» или человечка одного посчитали пару раз). Логических тоже до кучи, оттого некоторые места приходится читать по два раза и задумываться. Вообще создаётся впечатление о какой-то запуганности Москвы террористами. Все о них пишут. Чуть ли не в кровавые боги возносят. Может, просто из Сибири так это всё страшно не выглядит? И вообще, нужна нам такая литература вообще? Цель – одно. Результат – другое.

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:39:27 MSK

       Да, тут мы с Вами снова расходимся. На мой взгляд, «Эвакуатор» – одна из лучших повестей года по России. Вот, кстати, почему я не приветствую рецензии в нашем журнале. Если рецензия (по поводу книги, понравившейся редактору) одобрительная, – она не нужна, ибо смотрится как нечто очевидное. Если отрицательная, – она противоречит мнению редактора и сама нуждается в отрицательной рецензии. Тут дело в том, что любая литкритика не содержит НИЧЕГО, кроме мнения рецензента. Ноль объективности, ноль доказательности, а следовательно, – ноль ценности. Более или менее изящно изложенная позиция некоего читателя по поводу текста, существующего как нечто самоценное и воспринимаемого каждым по-своему. Ведь Мензуры Зоили до сих пор так и не изобрели.


Это то, что мне не понравилось. Так же всё выглядит на хорошем уровне (я прочёл почти все номера за прошлый год и так просто почитывал).

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:39:51 MSK

       И на том спасибо.


9. Издательство «Ad Marginem» выпускает книжную серию «Атлантида», состоящую из переизданий фантастических и приключенческих книг, выпущенных до 1970 года. Издано в этой серии много довольно хороших книг. «Патент «АВ» Лагина, например, написанный аж в 1948 году. Как бы Вы отнеслись, если бы в этой серии вышла какая-нибудь Ваша с братом книга. Конечно, событие маловероятное, но хотелось бы знать, как Вы к этому бы отнеслись?

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:40:15 MSK

       Как к любому другому переизданию.


10. И вообще, стоит ли людям, воспитанным на космических операх и киберпанке, давать читать книги об освоении обитаемого Марса или внедрении чудодейственных эликсиров? Когда уже наука доказала полную невозможность таких событий, а фантасты от таких тем отвернулись. Конечно, читается Верн и Уэллс до сих пор, но в «Атлантиде» книги особенные, забытые. И никто не вспомнит, как писали «красный пинкерттон» или «ближний прицел». То есть вопрос вообще-то в том, стоит ли публиковать такие книги вообще? Я их наблюдаю уже в лавках невостребованных книг из ликвидации книжных магазинов. То есть они пролежали год-два и их никто не купил. Видимо, читателю такие книги и ни к чему.

Макс Квант < max_quantum@mail.ry>
Новосибирск, Россия - 02/08/06 17:40:35 MSK

       Не знаю. Что стоит публиковать, а что не стоит – вопрос в высшей степени специальный, и каждый издатель решает его, исходя из своих собственных соображений. Я, например, как редактор «Полдня», печатаю только то, что САМ, ЛИЧНО, считаю достойным печати, – лучшее (по моему мнению) из того, что есть в моем портфеле. Совесть моя спокойна, но я не уверен, что журнал мог бы устоять на собственных ногах, если бы не поддержка спонсора. Настоящий издатель-профессионал на моем месте, полагаю, крепко задумался бы: а не следует ли поступиться кое-какими принципами и не переменить ли курс, пока не поздно?


Как Вы относитесь к деятельности Калугина, Резуна (автор «Ледокола») и т.п. Лично мне они просто противны. И дело тут не в том, что наши – разведчики, а чужие – шпионы. Например, я спокойно отношусь к тому агенту (не помню его фамилии), которого американцы вытащили из Москвы в середине 80-х. Хоть он и сдал им очень много советских секретов, но за это на самом деле рисковал жизнью.
       Считаете ли Вы их Предателями или с позиции «общечеловеческих ценностей» всякий борец с тоталитаризмом – герой? Где проходит граница между борьбой с режимом и войной против своего народа? Когда Невзлин призывает к санкциям против России – это что? Почему из белых офицеров только единицы пошли на сотрудничество с Германией? Только не считайте, что я ставлю в один ряд Гитлера и Буша.

Андрей Зорин
Россия, Краснодарский кр. - 02/08/06 17:40:58 MSK

       Это очень сложный вопрос. У Алексея Толстого Деникин говорит: «Как ужасно, что до глотки Ленина и Троцкого можно добраться, только перешагивая через трупы тысяч русских мужиков». И ужасна судьба Штирлица и Зорге, жизнь свою кладущих фактически на то, чтобы Сталин получил возможность захватить мир. В реальной жизни никак не получается разделить: Родину – и начальство, народ – и «слуг народа». «Отечество – и его превосходительство» (как писал Салтыков-Щедрин). Тем более, что и сам народ очень даже склонен «слиться в экстазе» со своим начальством, – особенно на словах. Так что никакого общего ответа на Ваш вопрос, по-моему, не существует. В каждом отдельном случае приходится копать глубоко и разбираться детально, причем – у меня, например, – всегда остается неприятный осадок, к какому окончательному выводу я бы ни пришел. Холопская преданность всегда отвратительна и унизительна. Но и нарушение присяги есть нарушение присяги, – хотя человек, давший присягу, и человек, 20 лет спустя ее нарушивший, это – совершенно разные люди.


Задать свой вопрос | Архив Off-line интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"

Группа «Людены» ищет материалы, связанные с творчеством Стругацких


Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1998-2006
© Борис Стругацкий, 2006
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 1999
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Владимир Борисов
   Корректор: Владимир Дьяконов
Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года